ДООП Весёлый оркестр 2024-25

Слободо–Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»

Принята на заседании
Педагогического совета
МКДОУ «Слободо-Туринский
детский сад «Теремок»
Протокол № 4 от 29.05.2024

Кондрина
Наталия
Геннадьевна

Подписан: Кондрина Наталия Геннадьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=с. Туринская Слобода,
T=ЗАВЕДУЮЩИЙ, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""
СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ""ТЕРЕМОК""
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ""",
СНИЛС=04067431635, ИНН=665100436997,
E=slob-tur.teremok@yandex.ru, G=Наталия Геннадьевна,
SN=Кондрина, CN=Кондрина Наталия Геннадьевна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: с. Туринская Слобода
Дата: 2024-11-20 16:00:14
Foxit Reader Версия: 9.7.2

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Весёлый оркестр»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации:1 год

Автор-составитель:
Дорошенко
Татьяна Леонидовна,
музыкальный руководитель

с. Туринская Слобода

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I. Наименование программы
II. Направленность

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Весёлый оркестр»
Художественная

III. Сведения об авторе и составителе программы
1. ФИО
Дорошенко Татьяна Леонидовна
2. Год рождения
1971
3. Образование
Среднее профессиональное
4. Должность
Музыкальный руководитель
5. Квалификационная категория
Первая
6. Электронный адрес,
tatyanadoroshenko55@mail.ru
контактный телефон
+79025002444, 83436121558 (рабочий)
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования
до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31
марта 2022 года № 678 – р);
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении
норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации
2

2. Объём и срок освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5. Особые категории
обучающихся
6. Уровень программы
7. Тип программы
VI. Характеристика программы
1. Цель программы:

2. Учебные разделы
(в соответствии с учебным
планом)
3. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности

независимой оценки качества дополнительного
образования
детей,
направленными
письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г.
№ ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 25.08.2023 г.№
963 – Д «О внесения изменений в приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования Свердловской области от 29.06.2023 г. №
785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной
политике Свердловской области от 26.10.2023 г. №
1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций
«Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад
«Теремок» (Редакция № 5 с изменениями и
дополнениями от 03.05.2017)
1 год, 36 часов
Очная
5 - 7 лет
возможность обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья
стартовый
модифицированная
Развитие творческих музыкальных способностей
детей дошкольного возраста средствами музыкальноигровой деятельности
Звучащие
жесты;
речевое
музицирование;
музицирование на инструментах; пение; движение и
активное слушание; импровизация.
Формы: групповая, индивидуально-групповая.
3

6. Формы мониторинга
8. Дата утверждения (последней
корректировки)

Методы
обучения:
словесный,
наглядный
практический;
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, игровой.
Наблюдение, участие в утренниках, диагностическое
практическое задание.
31.05.2024 г.

4

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

6
9
9
11
11
13
19
19
19
24
25
27

5

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлый
оркестр» (далее – Программа) художественной направленности.
Программа модифицированная: разработана на основе программы Т.Э.
Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» с
системным подходом в реализации нестандартных игровых приёмов в обучении.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов учреждения,
интересов, способностей и особенностей детей.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от
28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесения изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии
с социальным сертификатом»;
6

- Приказ Министерства образования и молодёжной политике Свердловской области от
26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Теремок» (Редакция № 5 с
изменениями и дополнениями от 03.05.2017).
Актуальность программы. Организация дополнительных образовательных услуг в
дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа
общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач
в области образования.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой
является всестороннее развитие ребенка. Именно дополнительное образование способно
обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей
современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и
качества образования в целом.
Реализация программы «Весёлый оркестр» обусловлена современными требованиями
в области дополнительного образования детей и обеспечивает знакомство ребенка с миром
музыкальных звуков, воспитание первоначальных навыков элементарного музицирования,
развитие творческих способностей и расширение сферы музыкальной деятельности.
Помимо этого, данная программа гармонично вписывается в Образовательную
программу МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Теремок», т.к. приоритетным видом
деятельности учреждения является художественно-эстетическое развитие детей.
Основой программы является творческое музицирование, а базовым видом
деятельности – восприятие музыки, поскольку оно служит основой для всех других видов
музыкальной деятельности и используется в программе комплексно в различных игровых
формах.
Данная программа актуальна и в работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, т.к.
через элементарное музицирование формируются музыкальные способности, в том числе
чувство ритма, что в свою очередь способствует развитию речи. Кроме того, одной из
приоритетных задач программы является развитие креативных способностей: творческого
воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественнотворческой деятельности.
Новизна программы заключается в реализации новых педагогических технологий при
проведении занятий, а именно предложенного Т.Э. Тютюнниковой системного подхода в
применении нестандартных игровых приёмов в обучении, основанного на соединении
принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной детской
музыкальной педагогики.
Адресат программы. Программа адресована детям старшего дошкольного возраста в
возрасте 5-7 лет. Программа разработана и реализуется с учётом возрастных, психологопедагогических, физических особенностей детей данного возраста.
В дошкольный период ведущим видом деятельности является игровая деятельность,
поэтому программой предусмотрен игровой подход и нестандартные игровые приёмы.
Дети старшего дошкольного возраста активны во всех видах музыкальной
деятельности. Интенсивно продолжается развитие у них музыкально-сенсорных
7

способностей; продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое
чувство и мелодический слух. Всё это объясняет большое желание детей заниматься игрой
на музыкальных инструментах.
Дети с удовольствием импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в
мелодии, однако подбирать на слух знакомые мелодии могут лишь отдельные, музыкально
одаренные дети. Поэтому программа предполагает учёт индивидуальных особенностей
каждого ребенка, а в творческом музицировании создаются условия, для творческих
проявлений детей, поощряется инициатива.
Обучаться по данной программе могут дети с ОВЗ (ТНР, ЗПР).
У детей с ТНР сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических
поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются
трудности в общении, снижается словарный запас. Для таких детей обучение проходит через
развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки.
Для детей с ЗПР (возможностью интеллектуального развития, но замедленным
темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний)
общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание
словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате
страдает речь, лишенная ясности и логики. При обучении учитывается их физиологически
обусловленная утомляемость, поэтому предусмотрена частая смена активности
и пассивности, интересные задания, не требующие напряжения ума.
Для реализации программы формируются группы детей в возрасте от 5 до 7 лет. Число
детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек. При обучении детей с ОВЗ,
количество обучающихся может быть снижено до 8 человек.
Группы формируются без предварительного отбора из числа детей, желающих
посещать занятия или по желанию родителей, но с учётом мнения детей.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями несовершеннолетних обучающихся), подписание
согласия на обработку персональных данных.
Перед началом занятий с детьми в обязательном порядке проводится и закрепляется
инструктаж по технике безопасности.
Особенности организации образовательного процесса. Модель реализации
программы традиционная, так как представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течение 1 года обучения.
Уровень программы. Программа стартового уровня, который предполагает
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, но
оригинальную методику и формы организации материала.
Срок освоения программы. Объём программы. Режим занятий Программа
рассчитана на 1 год обучения, 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий (одного академического часа) в соответствии с требованиями
СанПиН - 30 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения, 72 часа.
Особенности организации образовательного процесса: традиционная модель
реализации программы (представляет собой линейную последовательность освоения
содержания).
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: интегрированное игровое музыкальное занятие, которое
состоит из условно теоретической и преимущественно практической части.
8

Перечень форм подведения итогов реализации программы: наблюдение, участие в
утренниках, диагностическое практическое задание.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих музыкальных способностей детей средствами
музыкально-игровой деятельности.
Задачи
Обучающие:
- познакомить с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
- научить приёмам игры на детских музыкальных инструментах;
- научить петь в движении;
- сформировать умение импровизировать;
- научить равномерной ритмической пульсации и выполнению простейших ритмических
рисунков, динамике, темпу, ритму;
- научить читать графическую нотацию;
- сформировать навыки совместной игры в ансамбле;
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховое представление,
чувство ритма) в основных видах музыкальной деятельности;
- развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к
самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления, эмоциональной
сферы, эмпатии;
- развитие речевых способностей;
- профилактика и коррекция индивидуальных проблем развития средствами музыки (для детей
с ОВЗ).
Воспитательные:
- приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую
деятельность;
- воспитание интереса и любви к музыке;
- воспитание нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к
сопереживанию, ответственности, толерантности и др.
- воспитание чувства патриотизма, любови, уважения к народным традициям через знакомство
и игру на русских народных музыкальных инструментах.
1.3. Планируемые результаты
Предметные:
- знают названия музыкальных инструментов;
- знают приёмы игры на детских музыкальных инструментах, умеют на них играть;
- умеют петь в движении;
- умеют импровизировать;
- умеют выполнять равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические
рисунки, учитывая динамику, темп, ритм;
9

- умеют читать графическую нотацию;
- умеют играть в ансамбле.
Метапредметные:
- владеют средствами общения, умеют взаимодействовать со взрослыми, сверстниками;
- умеют работать по правилам, по образцу;
- слушают взрослого и выполняют его инструкции;
- способны решать поставленные задачи (адекватные возрасту).
Личностные:
- проявляют интерес к музыке, различным видам музыкальной деятельности;
- проявляют творческое воображение, фантазию;
- способны к сопереживанию, ответственно относятся к поручениям, толерантны и др.
- уважительно относятся к народным традициям.

10

1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
Разделы программы

1.
2.
2.1.

2.2.
2.3.

2.4.

2.5.

2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

3.4.

4.
4.1.

4.2.

Раздел 1. Вводное занятие
Раздел 2. Звучащие жесты
Первоначальные импровизационные
навыки. Комбинирование звучащих
жестов с движением в пространстве
Перенесение звучащих жестов на
инструмент
Понятие о долгих и коротких
звуках. Двухдольная пульсация.
Графическая нотация
Чередование игры на инструментах
со звучащими жестами в сочетании
с движениями
Трехдольная пульсация в различных
вариантах звучащих жестов как
аккомпанемент к музыке
Чередование двухдольных, и
трехдольных последовательностей
Раздел 3. Речевое музицирование
Разучивание текста в естественной
ритмической пульсации
Речевые диалоги (с речевым
звукоподражанием)
Импровизированное соединение
(названий фруктов) в ритмические
цепочки
Придумывание, изменение
комбинации, импровизация при
озвучивании знакомых текстов и
инструментальном исполнении
Раздел 4. Музицирование на
инструментах
Слуховые и телесные ощущения,
равномерная ритмическая пульсация
в умеренном темпе через игру,
движения
Основы интонационноритмического слуха в играх с
инструментами, элементарное

Количество часов
всего
1
6
1

теории
0,5
1,5
0,25

практики
0,5
4,5
0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

4
1

1
0,25

3
0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

5

1,25

3,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

Формы / методы
контроля
Наблюдение
Наблюдение

Результативность
участия в
утренниках

Результативность
участия в
утренниках

11

4.3.

4.4.
4.5.

5.
5.1.

5.2.
5.3.
5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

5.9.

6.
6.1.

музицирование Чтение графической
нотации
Знакомство с трехдольной
пульсацией (подчеркивание сильной
доли и последующее ее наложение на
метрический пульс - игра базовой
партитуры
Исполнение базовой партитуры и
украшающих ритмов.
Игра в оркестре и ансамбле:
трехдольная пульсация в работе с
инструментами
Раздел 5. Пение
Игра с пением и инструментами:
перенос звучащих жестов на
шумовые музыкальные
инструменты в сочетании с темпом
и динамикой.
Пение с движением
Пение с движениями двумя
кружочками по очереди
Игра с пением и инструментами:
движение в хороводе, с
подчеркиванием сильной доли
притопом в трехдольном размере
Игра с пением и инструментами:
выделение сильной доли на фоне
метрического пульса в
коллективном элементарном
музицировании
Игра с пением и инструментами:
контрастная выразительность
мажора и минора
Песенки-ритмы на одном звуке в
разных регистрах (фольклорные
тексты) «ЭХО»
Игра с пением и инструментами:
повтор с тактированием
трехдольного размера, исполнение в
шумовом оркестре
Пение с игрой на немой клавиатуре;
пение с игрой на немых
клавиатурах, а затем на ксилофоне
Раздел 6. Движение и активное
слушание
Понятие «пауза в движении»

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

9
1

2,25
0,25

6,75
0,75

1
1

0,25
0,25

0,75
0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

5

1,25

3,75

1

0,25

0,75

Результативность
участия в
утренниках

Результативность
участия в
утренниках
12

6.2.
6.3.

6.4.

6.5.

7.
7.1.
7.2.

7.3.
7.4.
7.5.
8.

Импровизация ритмического
аккомпанемента (свободный выбор)
Движение и активное слушание:
трехдольная пульсация,
импровизированное и
фиксированное (пульс, сильная
доля)
Движение и активное слушание:
придумывание, изменение
комбинации, импровизация
Движение и активное слушание:
парная игра и импровизированное
сопровождение
Раздел 7. Импровизация
Свободная
манипуляция
с
инструментом
Импровизированное
движение
мышечное ощущение настроений
«весело-грустно»
Импровизации: игра в «чайном
оркестре»
Свободная
импровизация
на
выбранных инструментах
Диалоги на шумовых инструментах
Раздел 8. Заключительное занятие:
открытое занятие «Весёлый оркестр»

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

5
1

0,5
0,5

4,5
0,5

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1

0
0

1
1

ИТОГО:

36

8,25

27,75

Наблюдение

Диагностическое
практическое
задание

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: знакомство с программой. Правила поведения на занятиях, техника безопасности.
Практика: входная диагностика: наблюдение на начальном этапе реализации программы,
музыкально-дидактические игры по разным видам музыкальной деятельности, игры по типу
«Эхо».
Формы контроля: наблюдение.
Раздел 2. Звучащие жесты
Тема 2.1. Первоначальные импровизационные навыки. Комбинирование звучащих жестов
с движением в пространстве.
Теория: комбинирование звучащих жестов с движением в пространстве. Импровизация в
звучащих жестах в песенке-приветствии.
Практика: имитации по типу «Эхо». «Играй как я», «Тюшки-тютюшки», «Раскрась свое имя
по-своему», «Раз, два, три, ну-ка, повтори». «Бульонная считалка» - декламация со звучащими
жестами. «Туки-туки», - пение со звучащими жестами.
13

Тема 2.2. Перенесение звучащих жестов на инструмент.
Теория: комбинирование звучащих жестов с игрой на инструментах.
Практика: имитации по типу «Играй как я». «Эхо» - ритмические слоги, аккомпанемент
звучащих жестов со слоговой поддержкой к звучащей музыке. «Всяк играет и поет» импровизация детей. Ритмическая игра «Молоточки» (кулачки и деревянные палочки).
Тема 2.3. Понятие о долгих и коротких звуках. Двухдольная пульсация. Графическая
нотация.
Теория: долгие и короткие звуки, двухдольная пульсация, графическая нотация.
Практика: Игра «Прыг-скок» тактирование в звучащих жестах. Речевая поддержка ритма:
использование ритмических слогов после слов, затем вместо слов (ТА, ти-ти, па, ТУ-_У).
Ритмические разминки под музыку «Эхо» С. Сломивица. Ритмические слоги. Игра сильной
доли и паузы после него (разведение рук в стороны) с проговариванием - «хлоп-пауза, шлеппауза». Специальное подчеркивание акцента (сильной доли) в звучащих жестах (ШЛЕП-хлоп,
ТОП-хлоп). Ритмические разминки в двухдольном размере, импровизации «эхо», ведущий
– ребенок. Дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами
(отгадывают их), чтение графической нотации: прохлопать ритм, протопать, отбить на
музыкальном шумовом инструменте.
Тема 2.4. Чередование игры на инструментах со звучащими жестами в сочетании с
движениями.
Теория: Чередование игры на инструментах со звучащими жестами в сочетании с
движениями.
Практика: Проговаривание цепочек двухсложных имен с шумовым аккомпанементом (Маша, Ко-ля, Ди-ма, Та-ня). Ритмическая игра «Молоточки» (кулачки и деревянные палочки).
Речевая поддержка ритма: использование ритмических слогов после слов, затем вместо слов
(ТА, ти-ти, па, ТУ-_У) в сочетании с инструментами.
Тема 2.5. Трехдольная пульсация в различных вариантах звучащих жестов как
аккомпанемент к музыке.
Теория: трехдольная пульсация в звучащих жестах как аккомпанемент к музыке.
Практика: ритмические разминки под музыку «Эхо». «Всяк играет и поет» - импровизация
детей. Ритмическая разминка в трехдольном размере.
Тема 2.6. Чередование двухдольных, и трехдольных последовательностей.
Теория: Трехдольная пульсация в различных вариантах звучащих жестах как аккомпанемент
к музыке.
Практика: Ритмическая разминка «эхо» в чередовании двухдольных и трехдольных
последовательностей. Песня-команда «Хлопай-топай», муз. С. Перкио с проговариванием
тематических цепочек из слов на проигрыш (лимон-апельсин, банан-мандарин).
Формы контроля: наблюдение.
Раздел 3. Речевое музицирование
Тема 3.1. Разучивание текста в естественной ритмической пульсации
Теория: текст и ритмическая пульсация.
Практика: декламация и исполнение с инструментами «Таря-Маря». «Прыг-скок» - со
звучащими. жестами, затем с инструментами. «Ора-ара» - двухголосная речевая пьеса с
эффектом «эхо». Трехголосное «тиканье» - четверти, восьмые и половинные. «Энэ-бэнэ» с
палочками - вариант с движением по кругу и со звучащими жестами.
Тема 3.2. Речевые диалоги (с речевым звукоподражанием)
14

Теория: диалог, пара, речевые диалоги.
Практика: «Разговоры» - барабана и треугольника, балалайки и маракаса, воды и травы (с
речевым звукоподражанием). «Вышла кошка за кота» - диалогическая парная игра.
«Разговоры - «Птички, кошки и собаки» и озвучивание и инструментальное исполнение, без
речевой поддержки.
Тема 3.3. Импровизированное соединение (названий фруктов) в ритмические цепочки
Теория: Ритмические цепочки. Развитие интонационного, динамического звуковысотного
слуха, четкой артикуляции.
Практика: «Мелкий дождик моросит» - звукоподражание на инструментах. «Молоточки»
игра ритмов по типу эхо с заменой слов во фразы на ритмические слоги. Игра на маракасах,
бубенцах через такт, через два такта (пауза в партии инструмента) - «Марш» С. Прокофьева.
Новогодний салат - «Тутти-фрутти рондо» (импровизированное соединение названий фруктов
в ритмические цепочки).
Тема 3.4. Придумывание, изменение комбинации, импровизация при озвучивании
знакомых текстов и инструментальном исполнении
Теория: импровизация, изменение, придумывание.
Практика: «Прыг-скок, полный поворот - двигательная игра с полным циклом работы над
ритмом (до его освобождения от слова и переноса на инструменты как музыкального
ритма). Повтор двухголосных речевых пьес, речевых канонов. Парная речевая игра
«Плакса», сл. А. Бродского. «Контрасты» - импровизированное движение в двух образах.
«Сорок мышей» - речевая пьеса с игрой «Ловишки». «Шаловливые сосульки» - полная
композиция с импровизациями.
Формы контроля: результативность участия в утренниках.
Раздел 4. Музицирование на инструментах
Тема 4.1. Слуховые и телесные ощущения, равномерная ритмическая пульсация в
умеренном темпе через игру, движения
Теория: слуховые и телесные ощущения, равномерный ритм, акцент.
Практика: Моделирование рисунка мелодии: исполнение интонации терции по груди, затем
по коленям (подготовка к игре на ксилофоне). «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. Игра на
ксилофонах и металлофонах песенок-ритмов на одном звуке. «Янка» - игра по очереди,
полька М. Глинки - подчеркивание акцента. Звукоподражание дождику на разных
инструментах, а также используя предметы быта (по ковру, щелчком по коробочкам от
йогурта). Туки-туки» - пение со звучащими жестами, муз. К. Ковашшка.
Тема 4.2. Основы интонационно-ритмического слуха в играх с инструментами,
элементарное музицирование. Чтение графической нотации.
Теория: интонационно-ритмический слух, освоение понятий «вверх-вниз» (на ксилофоне).
Практика: упражнение на ксилофонах (металлофонах). «Совершенно непонятно». «Санки»,
дет. песня. Задания на чтение графической нотации: прохлопай, протопай изображённый на
картинке ритм.
Тема 4.3. Знакомство с трехдольной пульсацией (подчеркивание сильной доли и последующее
ее наложение на метрический пульс - игра базовой партитуры.
Теория: сильная доля, её наложение на метрический ритм; базовая партитура.
Практика: Игра в оркестре и ансамбле: трехдольная пульсация в работе с инструментами.
Исполнение: А. Майкапар «Вальс». «Чайная полька», латыш. нар. мел. - шуточный оркестр
из чайной посуды (игра пульса, тремоло и свободная импровизация).
15

Тема 4.4. Исполнение базовой партитуры и украшающих ритмов.
Теория: знакомство с названиями нот по порядку (использование «немой клавиатуры»),
базовая партитура, украшающие ритмы.
Практика: Игра в оркестре и ансамбле: «Аннушка» чеш. нар. танец - исполнение базовой
партитуры и украшающих ритмов. Импровизированное сопровождение на инструментах
песни С. Соснина «Солнечная капель» (поет педагог, дети приговаривают припев). В.
Селиванов «Шуточка». Упражнение для ксилофона «Осинка» (игра октавы). Игра в оркестре
и ансамбле: «Камаринская» П. Чайковского.
Тема 4.5. Игра в оркестре и ансамбле: трехдольная пульсация в работе с инструментами
Теория: трехдольная пульсация в работе с инструментами.
Практика: М. Вольфензон «Маленькие часики». Знакомство с хрустальным оркестром»
(столик с фужерами). Исполнение «Анданте» И. Гайдна «Часы». Импровизационное
музицирование на инструментах под фонограмму рус. нар. музыки (по 2-4 человека).
Формы контроля: результативность участия в утренниках.
Раздел 5. Пение
Тема 5.1. Игра с пением и инструментами: перенос звучащих жестов на шумовые
музыкальные инструменты в сочетании с темпом и динамикой.
Теория: сочетание темпа, динамики и пения.
Практика: «Два кота» пение с игрой на металлофонах. «Два кота», «П затем пение с игрой на
металлофонах.
Тема 5.2. Пение с движением.
Теория: пение с движением, движение в хороводе.
Практика: Песни: «Жили-были», муз. М. Ройтерштейна - сопровождение жестами.
«Петушок» - пение каноном с движениями. «Жил-был у бабушки серенький козлик» - пение
со звучащими жестами и танцем. «Тень моя спляши со мной», эстон. нар. мелодия – игровая песнятанец. «Голоса птиц», нар. песня.

Тема 5.3. Пение с движениями двумя кружочками по очереди.
Теория: пение в движении, дыхание, ритм.
Практика: Хороводная игра со звучащими жестами «Божья коровка» - пение с движениями
двумя кружочками по очереди (подготовка к канону).
Тема 5.4. Игра с пением и инструментами: движение в хороводе, с подчеркиванием сильной
доли притопом в трехдольном размере.
Теория: сильная доля в трехдольном размере.
Практика: «Сапожки для кошки», муз. Л. Коган. «Сапожник», нем. нар. песня - движение в
хороводе, с подчеркиванием сильной доли притопом в трехдольном размере (поет педагог,
дети подпевают, где могут). «Дождик» Е. Попляновой - диалогическое исполнение с
движением и звукоподражанием на пальчиковых тарелочках.
Тема 5.5. Игра с пением и инструментами: выделение сильной доли на фоне метрического
пульса в коллективном элементарном музицировании.
Теория: выделение сильной доли на фоне метрического пульса.
Практика: «Сапожник», нем. нар. песня - движение. «Дождик», муз. Н. Френке, «Избушка»,
рус. нар потешка. «Веселые барабаны», амер. детская песня – исполнение с трехголостной
шумовой партитурой (пульс, сильная доля).
Тема 5.6. Игра с пением и инструментами: контрастная выразительность мажора и минора
Теория: мажор, минор в музыке и пении.
16

Практика: игра с пением и инструментами «Колокольцы-бубенцы». "Солнечная капель"
Соснин. «Блины», рус. нар. - пение с инструментами.
Тема 5.7. Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах (фольклорные тексты) «ЭХО».
Теория: ритм на одном звуке в разных регистрах.
Практика: Считалка
«Два барана». Песенки-ритмы на одном звуке в
разных регистрах (фольклорные тексты) «ЭХО», муз. Е. Попляновой.
Тема 5.8. Игра с пением и инструментами: повтор с тактированием трехдольного размера,
исполнение в шумовом оркестре.
Теория: сочетание пения и игры на инструментах.
Практика: «Сапожник», нем. Нар. Песня – повтор с тактированием трехдольного размера,
исполнение в шумовом оркестре.
Тема 5.9. Пение с игрой на немой клавиатуре; пение с игрой на немых клавиатурах, а затем
на ксилофоне.
Теория: немая клавиатура и пение с игрой на ней и ксилофоне.
Практика: «Снегопад», муз. А. Березняк – пение с игрой на немой клавиатуре. «Пляшут
зайцы», муз. Н. Френкель. «Фасоль», муз. Н. Френкель. Лифт» - песенка-гамма, пение с
одновременной игрой на немой клавиатуре. «Кошка ехала в такси» - песенка- гамма, пение
с одновременной игрой на немой клавиатуре. «Два кота», «Песенка обо
всем» - моделирование рисунка интонаций на теле, с игрой на металлофонах.
Формы контроля: результативность участия в утренниках.
Раздел 6. Движение и активное слушание
Тема 6.1. Понятие «пауза в движении».
Теория: пауза в движении.
Практика: «Согревашка» - игра на обострение слухового внимания и реакции на паузу.
Ходьба, бег, поскоки под барабан с замиранием на паузу. игра «Дождика» по телу кончиками
пальцев.
Тема 6.2. Импровизация ритмического аккомпанемента (свободный выбор).
Теория: слушание и импровизация ритмического аккомпанемента.
Практика: Композиция «Подводное царство» на музыку К. Сен-Санса «Аквариум» и стихи
Т. Коти. «Рондо с палочками» С. Слонимского. «Мексиканский вальс» - игра приветствие и
танец со шлепками. «Энзы-бэнзы» -речевая пьеса на остинатном речевом аккомпанементе
(грок-трок).
Тема 6.3. Движение и активное слушание: трехдольная пульсация, импровизированное и
фиксированное (пульс, сильная доля).
Теория: пульс, сильная доля, активное слушание в движении.
Практика: «Мексиканский вальс» - игра приветствие и танец со шляпами.
Тема 6.4. Движение и активное слушание: придумывание, изменение комбинации,
импровизация.
Теория: придумывание, изменение комбинации, импровизация.
Практика: Спонтанная театрализация сказки «Волшебные башмачки» (коты и мыши).
«Поклоны» - повтор. «Зигунер-полька», нем. нар. мелодия, игровой танец. Игра-приветствие.
«Вот мое имя» в кругу - импровизация поз. «Игра «КуЧи-Чик» - движения придумывают и
задают дети. «Контрасты» - импровизированное движение в двух образах. «Танец
сапожников» - театрализованная игра с музыкой.

17

Тема 6.5. Движение и активное слушание: парная игра и импровизированное
сопровождение.
Теория: импровизация в парной игре.
Практика: «Тень и тишина» - парная игра и импровизированное сопровождение. Освоение
перестроений в пространстве - «Шотландский марш». Спонтанная театрализация сказки
«Волшебные башмачки» (коты и мыши).
Формы контроля: результативность участия в утренниках.
Раздел 7. Импровизация
Тема 7.1. Свободная манипуляция с инструментом.
Практика: Сольные импровизации ритмов на палочках «ТУКИ-ТУКИ». «Ледяные узоры»,
«Деревянные узоры» - импровизации без текста. Сольные импровизации ритмов на клавесах.
Тема 7.2. Импровизированное движение мышечное ощущение настроений «веселогрустно».
Практика: «Два утенка» Е. Попляновой. Дождики на инструментах (сильный, слабый,
затухающий - работа с динамикой и темпом). «Две тучки», сл. В. Белозерова - озвучивание на
инструментах. Тиканье часов, бой часов, «Под дождем мы поем», - импровизация
аккомпанемента.
Тема 7.3. Импровизации: игра в «чайном оркестре».
Практика: сольные и парные импровизации в «чайном оркестре».
Тема 7.4. Свободная импровизация на выбранных инструментах
Практика: «Капельки» А. Майкапара - свободная импровизация на выбранных инструментах.
«Снегопад», сл. Э. Фарджен – импровизации на инструментах дуэтом, трио. Свободные
импровизации к музыке «Танец феи драке» (запись) на инструментах и стеклянных предметах
(по 2-3 человека).
Тема 7.5. Диалоги на шумовых инструментах.
Практика: «Разговоры»: колокольчик и барабан, рубель и треугольник, два разных барабана
под фонограмму: «Индо-зу».
Формы контроля: наблюдение.
Раздел 8. Заключительное занятие.
Тема Весёлый оркестр.
Практика: выполнение практических заданий по разделам программы.
Формы контроля: диагностическое практическое задание.

18

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
2 год

Дата
начала
обучения
01
сентября
01
сентября

Дата
Количество Количество Количество
Режим
окончания
учебных
учебных
учебных
занятий
обучения
недель
дней
часов
31 мая
36
36
36
1 занятие
по 1 часу в
неделю
31 мая
36
36
36
1 занятие
по 1 часу в
неделю
2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия
Оборудование для организации
развивающей предметно-пространственной среды
Категория
Наименование
оборудования
Помещение
Музыкально-физкультурный зал 83,9 кв.м.
Предметы мебели
Детские стулья
Стулья для взрослых
Шкаф для хранения методических материалов и
документации
Стеллаж для пособий, атрибутов и инструментов
Оборудование
Музыкальный центр (для дисков и флэш-карт)
Музыкальный центр (для СD –дисков)
Ноутбук
Проектор с экраном
Беспроводная акустическая система (колонка)
(DIGMA)
Беспроводной микрофон
Микрофон проводной
Музыкальные и шумовые инструменты
ИгрушкиФортепиано
инструменты с
Металлофоны
диатоническим или
Ксилофоны
хроматическим
Валдайские колокольчики
звукорядом
Диатонические колокольчики (Набор 7 шт.)
Аккордеон (Детский - для показа)
ИгрушкиБубны (разные)
инструменты с
Барабаны большие
нефиксированным
Барабаны маленькие
звуком, т.е. звуком
Треугольники (1 большой, 1 средний, 4 маленьких)

Кол-во
1
25
3
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
2
2
1
1
6
2
2
6
19

неопределенной
высоты

Маракасы (1 большой, 4 деревянных, 2 пластмассовых)
Колотушки
Трещотки
Кастаньеты
Деревянные ложки
Рубель
Рубель (круглый)
Румба
Коробочка (средняя)
Коробочка (малая)
Деревянные палочки для отстукивания ритма
(большие)
Деревянные палочки для отстукивания ритма
(маленькие)
Колокольчики (12 маленьких, 1 средний, 2 на ручках)
Бубенцы
Железные тарелки
Пластмассовые тарелки
Погремушки
ИгрушкиДулочки
инструменты,
Рог
издающие звук только Свистульки (5 керамических,
одной высоты
4 деревянных)
Шумовые
Шумовые инструменты самодельные (выполненные
инструменты
музыкальным руководителем и родителями)
Дидактический материал
Раздаточный
Демонстрационные и дидактический материал по
материал
развитию чувства ритма
Наглядный и
Ритмические картинки к игре «Цветочные феи»
демонстрационный
Дидактический материал для развития чувства ритма к
материал
пособию «Этот удивительный ритм»
Набор иллюстраций «музыкальные инструменты»
Демонстрационный материал «Музыкальные
инструменты»
Демонстрационный материал «Симфонический
оркестр»
Плакат «Симфонический оркестр»
Музыкально-дидактический материал к
диатоническим колокольчикам
Дидактические игры Лэпбук «Музыкальные инструменты»
Диск с записью образцов Музыкальных инструментов
(к лэпбуку)
Весёлые шнурочки «Музыкальный магазин»
Атрибуты для
организации

«Сказочки-шумелки» С., Е. Железновы (Диск для
организации игр-занятий)

7
4
7
4
8 пар
1
2
2
1
1
22 пары
26 пар

15
8
2 пары
3 пары
41
7
1
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20

музыкальнодидактических игр

- флажки
- цветные ленты
- султанчики
- платочки
- маски животных

Кадровое обеспечение
Программа реализуется музыкальным руководителем, имеющий профессиональное
педагогическое образование в области, соответствующей профилю программы, опытом
практической деятельности и своевременно повышающим уровень профессионального
мастерства.
Методические материалы
Полный комплект авторских пособий Т.Э. Тютюнниковой
1. Программа Тутти.
2. Бим! Бам! Бом! Пособие по элементарному музицированию. Сценарии.
3. Доноткино. Пособие по элементарному музицированию. Сценарии.
4. Потешные уроки. Конспекты проектов.
5. Под Солнечным парусом. Конспекты проектов.
6. Вариации на тему Шульверка. Идеи для элементарного музицирования.
7. ДАО Орф-педагога. Песни народов мира для детей с методикой.
8. Шоколадное staccato. Пособие по развитию творческого мышления.
9. Голубая мечта. Конспекты досугов и развлечений.
10. Журнал Орф-фокус № 3, № 4
11. Веселая шарманка. Пособие по шумовому оркестру.
12. Видеть музыку и танцевать стихи. Мини-монография.
13. С миру по песенке. Часть 1. Сценарии праздников.
14. С миру по песенке. Часть 2. Сценарии праздников.
15. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры народов мира.
16. Суп из колбасной палочки. Конспекты проектов.
17. Ушки на макушке. Пособие по пению.
18. Зазеркалье. Концептуальная методика.
19. Звездная дорожка. Конспекты занятий с дошкольниками.
20. Всюду музыка живет. Конспекты проектов.
21. Программа.
22. Речевые игры.
23. Методика.
24. Игры с инструментами.
25. Планирование.
26. Видео-методика «Автограф мастера» DVD №3 и DVD №4
27. DVD к книгам «С миру по песенке», DVD к книге «Веселая шарманка» + CD к книге
Бим! Бам! Бом!
Собрание пособий является уникальной подборкой методических книг, в основе которых
лежит блестяще претворенные идеи Орф-педагогики.
Организационно-педагогические условия
21

Для реализации программы предусмотрены:
- создание развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале для
организации занятий: в том числе подбор дидактического материала, костюмов, атрибутов,
создание презентаций и т.д.;
- взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными представителями)
обучающихся;
- участие в мероприятиях на уровне образовательной организации (праздниках, развлечениях,
проектной деятельности);
- возможность участия детей в районных конкурсах (непосредственное участие),
региональных и областных (дистанционный формат).
Методические особенности организации образовательного процесса
Настоящая программа создана на основе программы Т. Э. Тютюнниковой
«Элементарное музицирование для дошкольников», раскрывающей системный подход в
реализации нестандартных игровых приемов в обучении и обеспечивающей решение
проблемы уровня сформированности навыков и приемов игры на мелодических и
ритмических инструментах, а также навыков совместной инструментальной игры
дошкольников в русле современной системы музыкального воспитания и взглядов
австрийского композитора Карла Орфа.
Игровое обучение, предусмотренное Программой – это скрытое обучение, когда дети
понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат, что соответствует специфике
дошкольного детства. При таком обучении ребёнок овладевает необходимыми знаниями не в
результате специальных сознательных усилий (с целью чему-то определённому научиться), а
в результате деятельности, направленной на другую цель, и обычно – незаметно для самого
себя. Игровые занятия напоминают больше весёлую игру, чем работу. Но внутри такой работы
постепенно созревают основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкальнослуховое представление, чувство ритма).
В программе объединены две идеи: систематическое развитие музыкальности детей и
импровизационно-творческую деятельность как принципа обучения. Основная идея
программы реализуется через творческое музицирование как коллективной деятельности
(пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец,
импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная
импровизированная театрализация).
Звучащие жесты являются самым эффективным средством работы с детьми. Т.Э.
Тютюнникова даёт этой эффективности простое объяснение: «ритмические импульсы,
проходящие через тело, запоминаются навсегда. Игра со звуками своего тела есть первая
бессознательная импровизация ребёнка. Это непроизвольная, не контролируемая умом,
спонтанная моторика тела. При своей простоте она даёт удивительную эмоциональнодвигательную разрядку».
Форма организации занятий групповая, поскольку основная идея программы
реализуется через творческое музицирование в коллективной деятельности, но также
предполагается подгрупповое и индивидуальное взаимодействие с детьми.
Каждое занятие имеет определённую структуру, включающую основные виды
деятельности музыкально-творческого обучения: звучащие жесты, речевое музицирование,
музицирование на инструментах, пение, движение и активное слушание, импровизация,
которые и составили основные разделы занятия.
22

Музицирование
на
инструментах

Речевое
музицирование

Звучащие
жесты

Формирование навыков элементарного музицирования осуществляется в следующей
последовательности:
- ознакомление с «природными» инструментами (притопы, шлепки, хлопки, щелчки);
- ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;
- игры звуками: творческое исследование тембро-динамических возможностей орфовских,
«природных» и самодельных инструментов с помощью таких приемов:
показ
педагога
(«дирижер»);
- проблемные вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на
инструменте?»);
- свободный обмен инструментами по желанию детей;
- ассоциативные игры;
- речевое музицирование;
- озвучивание текстов;
- разучивание и исполнение произведений жанровой музыки в шумовом оркестре;
- импровизационная игра детей.
Последовательность этапов обучения детей
элементарному музицированию
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Разделы
Формирование
первоначальных
импровизационных
навыков одновременная
имитация по типу
«играй
как я»

Комбинирование
Перенесение звучащих
звучащих жестов с жестов на инструменты
движением в
(индивидуальный
пространстве (в играх
выбор)
по типу «эхо»)

Чередование игры
на
инструментах

Разучивание текста в
Интерпретация текста
Самостоятельный
естественной
в
подбор шумовых
ритмической пульсации
различном темпе,
инструментов детьми
динамик, регистре для ритмизации текста
(низком, высоком,
фальцетом,
свистковом); тембре,
артикуляции.

Инсценирование,
речевые цепочки в
игре по типу
«эхо», игры с
движением,
диалогические
игры

Изучение звуковых
свойств различных
детских шумовых
музыкальных
инструментов (в том
числе и самодельных)

Свободные
индивидуальные соло
по
кругу, спокойная
комбинаторика

Звукоподражания на
инструментах,
импровизированные
диалоги на
инструментах
(«разговор»)

Импровизация
шумового и
ритмического
аккомпанемента

23

Импровизация

Движение
и активное
слушанье

Пение

Пение выученной песни
звучащими жестами

Игры на обострение
слухового внимания. На
паузу.

Свободная
манипуляция с
инструментом, сыграй
как ты хочешь

Интонационное
звукоподражание
игры «весело-грустно»
(темп
- динамика)

Речевое
звукоподражание
голосам животных,
явлениям природы,
бытовым звукам,
звучанию инструментов

Сопровождение
пения игрой на
инструментах

Импровизация
ДвиженияТеатрализованные
ритмического
импровизация с
игры, игры на
аккомпанемента
инструментами, с
взаимодействие,
(свободный выбор) разной атрибутикой под игры-приветствия
музыку
Спонтанная
двигательная
импровизация с
чередованием игры на
шумовых
инструментах
под фонограмму

Свободные диалоги
инструментов: бубенмаракас, барабантреугольник и т.д.

Свободная
импровизация
на выбранных
инструментах под
фонограмму

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, игровой; методы воспитания (убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация, создание ситуаций и др.).
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Мониторинг качества освоения программы осуществляется в едином для учреждения
формате, разработанном в учреждении. Данные мониторинга фиксируются в карте освоения
программы группой детей (см. Приложение 1).
При реализации программы используются следующие формы контроля:
Входная диагностика: наблюдение на начальном этапе реализации программы.
Входная диагностике не проводится с целью отбора детей. На данном этапе педагогическая
диагностика нужна, чтобы:
– индивидуализировать образовательный процесс;
– построить его в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого
ребенка;
– эффективно осуществить педагогическую поддержку детей;
– построить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка и одновременно
оптимизировать работу с группой детей.
С целью определения результативности программы осуществляется текущий и
итоговый контроль в форме наблюдения, результативности участия ребёнка в утренниках
(подготовка концертного номера), диагностическое практическое задание (см. Приложение 2)
в конце обучения по программе. Критерии оценки диагностического практического задания
также представлены в приложении 2.

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагогов
1. Анисимова М. В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего
развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Калужникова Т. И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. –
Екатеринбург: Дом учителя, 1997. – 208 с.
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
4. Методическая разработка «Элементарное музицирование по системе Т.Э. Тютюнниковой в
работе с детьми дошкольного возраста» А.А. Ткаченко, Ю.Г. Кондракова, Н.Ю. Ноженкова.
пгт. Славянка, 2016. - 35 с.
5. Музыкальное развитие дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 160 с.
6. Программа «Танцуем, играем, поём - весело живём» / «Элементарное музицирование с
дошкольниками» Т. Э.Тютюнникова / Егорова Т. А., МБДОУ «Детский сад» №41» г.
Воркута.
7. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
8. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-64/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования».
10.
Постановление
главного
государственного
санитарного
врача
РФ
от
28.09.2020
№
28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи.
11. Приказ Министерства образования и науки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
13. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка, речь,
движение / Т.Э. Тютюнникова. – М.: «УРСС», 2002. – 102 с.
14. Тютюнникова Т. Э. Что такое «Шульверк» К. Орфа. / Т.Э. Тютюнникова.
15. Тютюнникова. Т.Э. «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа». - М.: «Астрель».
2000. – 96 с.
16. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей / Игры со знаками:
25

учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. - Санкт- Петербург: ЛОИРО, 2003. - 100
с. - Выпуск 1.
17. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование,
импровизация и законы бытия. Монография. - М.: УРСС, 2003. – 261 с.
18. Тютюнникова Т.Э. Нескучные уроки/ Т.Э. Тютюнникова. – М.: 2004. – 66 с.
19. Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей / Т.Э. Тютюнникова. –
М.: 2007. –88 с.
20. «Требования к дополнительным общеобразовательным программам для включения в
систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец
молодежи» от 26.02.2021 г. №136-д).
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
22. Internetресурс: www.orff.ru
23. http://www.orff.ru/schulwerk.htm
Литература для родителей
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ
«ЛАДА», 2006. – 224 с.
2. Детские частушки для друга и подружки/ Сост Г. Т. Соколова – Ярославль: Академия
развития, 2007. – 160 с.
3. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей / Игры со знаками:
учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. - Санкт- Петербург: ЛОИРО, 2003. - 100
4. Internetресурс: www.orff.ru.

26

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта для фиксации результатов освоения программы группой детей
№

Показатель

Имя, фамилия ребёнка

Знание музыкальных инструментов
1 Называет музыкальный инструмент,
особенности его строения
2 Играет молоточком на ксилофоне,
металлофоне и др. музыкальных и
шумовых инструментах любую знакомую
мелодию
Развитие чувства ритма
3 Воспроизводит ритмический рисунок
мелодии в двухдольном и трехдольном
размере
4 Может прохлопать, протопать
ритмические рисунки в игре «эхо» с
использованием четвертных восьмых и
пауз
5 Передаёт 2-х, 3-х частную форму музыки
в движении
Телесно-двигательное и слуховое
представление
6 Знает и называет жанры музыки: полька,
вальс, марш
7 Может спеть любую знакомую песню с
музыкальным сопровождением и без него
8 Может придумать и проиграть на
металлофоне заданную двухтрехголосную попевку
Развитие ассоциативности мышления и
фантазии
9 Может придумать, а затем легко, красиво
выполнить движения в соответствии с
музыкой – простейшие и сложные
10 Может импровизировать простейшие и
сложные мелодии на детских
музыкальных инструментах под музыку
Знание графической нотации

27

11 Может показывать движение
музыкальной линии (прямая, ломаная,
кривая и т.д.).
12 Может отображать ритм в разных
символах и умеет прочитать графическую
нотацию

28

Приложение 2
ПЛАН ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
(одна-две минуты на одно задание)
Знание музыкальных инструментов.
- сказать, как называется музыкальный инструмент;
- назвать особенности его строения;
- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах любую
знакомую мелодию.
Развитие чувства ритма.
- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном и трехдольном размере;
- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием четвертных
восьмых и пауз;
- передать 2-х, 3-х частную форму музыки в движении.
Телесно-двигательное и слуховое представление.
- назвать и показать движением жанры музыка (полька, вальс, марш);
- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;
- придумать и проиграть на металлофоне заданную двух- трехголосную попевку.
Развитие ассоциативности мышления и фантазии.
- придумать, а затем легко, красиво выполнить движения в соответствии с музыкой –
простейшие и сложные;
- импровизировать простейшие и сложные мелодии на детских музыкальных инструментах
под музыку.
Знание графической нотации.
- показывать движение музыкальной линии (прямая, ломаная, кривая и т.д.).
- отобразить ритм в разных символах и прочитать графическую нотацию.
Результаты в соответствии с критериями оценки заносятся в карту для фиксации результатов
освоения программы группой детей.
Критерии оценивания
Степень выраженности показателя отмечается в баллах:
- ярко выражен (2 балла)
- слабо выражен (1 балл)
- не выражен (0 баллов).
Баллы заносятся в карту для фиксации результатов освоения программы группой детей
(Приложение 1).
Подсчитывается общее количество баллов по каждому показателю и определяется уровень
освоения программы.
Максимально каждый ребёнок может набрать 24 балла.
1-8 баллов – низкий уровень освоения программы
9-18 баллов – средний уровень освоения программы
19-24 баллов – высокий уровень освоения программы.

29

Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Весёлый
оркестр»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлый
оркестр» художественной направленности.
Программа модифицированная: разработана на основе программы Т.Э.
Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» с
системным подходом в реализации нестандартных игровых приёмов в обучении.
Цель программы: развитие творческих музыкальных способностей детей средствами
музыкально-игровой деятельности.
Основой программы является творческое музицирование, а базовым видом
деятельности – восприятие музыки, поскольку оно служит основой для всех других видов
музыкальной деятельности и используется в программе комплексно в различных игровых
формах.
Данная программа актуальна и в работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, т.к.
через элементарное музицирование формируются музыкальные способности, в том числе
чувство ритма, что в свою очередь способствует развитию речи. Кроме того, одной из
приоритетных задач программы является развитие креативных способностей: творческого
воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественнотворческой деятельности.
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста в возрасте 5-7 лет.
Программа разработана и реализуется с учётом возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей данного возраста. Обучаться по данной программе могут
дети с ОВЗ (ТНР, ЗПР).
Для реализации программы формируются группы детей в возрасте от 5 до 7 лет. Число
детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 12 человек. При обучении детей с ОВЗ,
количество обучающихся может быть снижено до 8 человек.
Группы формируются без предварительного отбора из числа детей, желающих
посещать занятия или по желанию родителей, но с учётом мнения детей.
Программа стартового уровня, который предполагает минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы, но оригинальную методику и формы
организации материала.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по 1 часу. Продолжительность занятий (одного академического часа) в соответствии с
требованиями СанПиН - 30 минут.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».