ДООП Спортивные игры

Слободо-Туринский муниципальный отдел управления образованием
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Слободо-Туринский детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Принята на заседании
Педагогического совета
МКДОУ «Слободо-Туринский
детский сад «Теремок»
Протокол № 4 от 27.05.2025

Утверждена
приказом МКДОУ «СлободоТуринский детский сад «Теремок»
от 28.05.2025 № 41
Подписан: Кондрина Наталия Геннадьевна
DN: C=RU, S=Свердловская область, L=с. Туринская
Слобода, T=ЗАВЕДУЮЩИЙ, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ""СЛОБОДО-ТУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ
САД ""ТЕРЕМОК"" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С
ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ""", СНИЛС=04067431635, ИНН=665100436997,
E=slob-tur.teremok@yandex.ru, G=Наталия Геннадьевна,
SN=Кондрина, CN=Кондрина Наталия Геннадьевна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: с. Туринская Слобода
Дата: 2025-09-29 15:35:19

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Спортивные игры»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:
Ларионова Наталья Владимировна,
старший воспитатель,
Кайгородова Олеся Евгеньевна,
инструктор по физической культуре

с. Туринская Слобода, 2025

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
I. Наименование программы
II. Направленность

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Спортивные игры»
Физкультурно-спортивная

III. Сведения об авторе и составителе программы
1. ФИО
Ларионова Наталья
Владимировна
2. Год рождения
1974
3. Образование
Высшее
4. Должность
Старший воспитатель
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес,
контактный телефон
IV. Сведения о программе
1.Нормативная база

Высшая
LarNa1974@mail.ru
+7-900-034-06-88

Кайгородова Олеся
Евгеньевна
1988
Высшее
Инструктор по
физической культуре
kayole@mail.ru
+79022616917

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ
Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №
474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от
09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении
норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к
2

2. Объём и срок освоения
3. Форма обучения
4. Возраст обучающихся
5. Уровень программы
6. Тип программы
VI. Характеристика программы
1. Цель программы:

2. Учебные разделы
(в соответствии с учебным
планом)

обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N
66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования
детей»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от
18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
5
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной
политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №
162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
- Устав МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад
«Теремок» (Редакция № 5 с изменениями и
дополнениями от 03.05.2017).
1 год, 36 часов
Очная
5 - 7 лет
стартовый
модифицированная
Развитие двигательной активности, способностей к
физкультурно-спортивной
деятельности,
формирование
положительного
отношения
к
физической культуре и спорту у детей дошкольного
возраста в процессе обучения элементам спортивных
игр
Вводное занятие, играем в футбол, играем в
баскетбол, играем в хоккей, играем в волейбол,
играем в настольный теннис, играем в городки,
итоговое занятие «Чему мы научились»
3

3. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности

6. Формы мониторинга
8. Дата утверждения (последней
корректировки)

Формы:
групповая,
индивидуально-групповая.
Методы: словесные
(беседа, рассказ,
показ
упражнений); наглядные (демонстрация упражнений);
практические (опробование упражнений), игровые.
Наблюдение, практическое задание, викторина,
участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях.
27.05.2025 г.

4

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации. Оценочные материалы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

6
8
9
11
11
12
18
18
18
22
24
25

5

I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные
игры» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности.
Программа модифицированная: разработана на основе авторской парциальной
программы и технологии физического воспитания детей 3-7 лет Л.Н. Волошиной, Т.В.
Куриловой «Играйте на здоровье!», позволяющей вызвать устойчивый интерес у детей
дошкольного возраста к играм с элементами спорта.
Программа ежегодно корректируется с учётом изменения законодательной и
нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения и педагогов учреждения,
интересов, способностей и особенностей детей.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Указ Президента
Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652 н "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в
Минюсте России 17.12.2021 N 66403);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

6

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями 5 по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
- Устав МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Теремок» (Редакция № 5 с
изменениями и дополнениями от 03.05.2017).
Актуальность программы
Программа разработана с учётом интересов и потребностей детей и их родителей,
поскольку в каждой группе обучаются дети с ярко выраженным способностями
физкультурно-спортивной деятельности, интересом к подвижным и спортивным играм.
Проблема раннего формирования культуры здоровья, повышения двигательной
активности детей дошкольного возраста актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Решение проблемы возможно через организацию дополнительного образования.
Реализация программы «Спортивные игры» направлена на то, чтобы каждый ребёнок
нашёл себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и умениям, что
поможет ему самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать интерес к
спортивной игре, выработку потребностей организма в систематической целенаправленной
двигательной деятельности начиная с дошкольного детства и послужит в дальнейшем
средством занятия спортом.
В основе программы целостная система обучения играм с элементами спорта,
доступная для детей дошкольного возраста, разработанная и представленная авторами
Волошиной Л.Н., Куриловой Т.В. в программе «Играйте на здоровье!». Программа
построена на подвижных играх и игровых упражнениях, включающих самые
разнообразные двигательные действия.
Адресат программы
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста в возрасте 5-7 лет.
Программа разработана и реализуется с учётом возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей данного возраста.
Программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них
специальных навыков. В ней представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию
физических способностей.
В дошкольный период ведущей является игровая деятельность, поэтому программой
предусмотрен игровой подход и применение здоровьесберегающих технологий.
У детей в возрасте 5-7 лет период устойчивого внимания не высокий, поэтому
программой предусмотрены разнообразные короткие активные упражнения, занятия
направлены на развитие основных двигательных навыков: бег, прыжки, метание и т.д. Все
эти движения являются основными элементами спортивных игр.
Формирование учебных группы
Для реализации программы формируется одна группа детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек.
Группы формируются без предварительного отбора из числа детей, желающих
посещать занятия и / или по желанию родителей, но с учётом мнения детей не имеющих
7

медицинских противопоказаний к данному виду деятельности.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание заявления
родителями (законными представителями несовершеннолетних обучающихся), подписание
согласия на обработку персональных данных.
Перед началом занятий с детьми в обязательном порядке проводится и закрепляется
инструктаж по технике безопасности.
Уровень программы стартовый, поскольку предполагает минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы, но оригинальную методику и формы
организации материала.
Срок освоения программы. Объём программы. Режим занятий. Программа
рассчитана на 1 год обучения, 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий (одного академического часа) в соответствии с требованиями
СанПиН - 30 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов.
Особенности организации образовательного процесса. Модель реализации
программы традиционная, так как представляет собой линейную последовательность
освоения содержания в течение 1 года обучения.
Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая.
Перечень видов занятий: практическое занятие, тренировочное занятие, командная
игра, подвижные игры и упражнения, соревнования, спортивные конкурсы, праздники.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: наблюдение,
практическое задание, викторина, участие в спортивных соревнованиях, мероприятиях,
диагностическое практическое задание.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие двигательной активности, способностей к
физкультурно-спортивной деятельности, формирование положительного отношения к
физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста в процессе обучения
элементам спортивных игр.
Задачи
Обучающие:
- познакомить детей более подробно с некоторыми видами спортивных игр (футбол, хоккей,
волейбол, баскетбол, настольный теннис, городки), их атрибутами, характерными
особенностями;
- сформировать у детей (адекватно возрасту) специальные знания, умения и навыки,
необходимые для успешного выполнения упражнений, характерных для конкретных
спортивных игр (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, настольный теннис, городки);
- научить выполнять характерные для игр физические упражнения и действия в
упрощённой форме в соответствии с возрастными возможностями;
- сформировать у детей представления о технике безопасности при выполнении физических
упражнений, технике безопасности использования спортивного оборудования и инвентаря;
- научить детей справедливо оценивать свои спортивные результаты и результаты
товарищей (адекватно возрасту);
- научить самостоятельно организовывать знакомые подвижные и спортивные игры со
сверстниками исходя из содержания развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающие:
8

- развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, гибкость и выносливость);
- развитие физических сил и возможностей, работоспособности;
- развитие умения ориентироваться в пространстве (зала, спортивной площадки);
- развитие способности понимать (в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями) сформулированную педагогом задачу, самостоятельно выполнять
упражнения следуя советам педагога, обращать внимание на особенности разучиваемых
упражнений;
- развитие умения действовать в командной игре (адекватно возрасту).
Воспитательные:
- воспитание интереса детей к подвижным и спортивным играм, положительного
отношения к физической культуре и спорту, желания применять полученные двигательные
навыки в самостоятельной деятельности;
- побуждение (мотивация) дошкольников к занятиям физической культурой, с учётом их
интересов, потребностей и ценностных ориентаций, в выборе привлекательных видов
деятельности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к взрослым и сверстникам
(доброжелательность, толерантность, чувство товарищества, команды);
- воспитание стремления к достижению лично-значимых результатов в физкультурноспортивной деятельности;
- формирование адекватной самооценки, целеустремлённости, уверенности в своих силах,
выдержке, самообладанию (адекватно возрасту).
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
- может рассказать о спортивных играх футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, настольный
теннис, городки; отметить их характерные особенности, перечислить необходимые для
игры атрибуты;
- владеет (адекватно возрасту) базовыми специальными знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для успешного выполнения упражнений, характерных для спортивных игр
футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, настольный теннис, городки;
- правильно выполняет характерные для игр физические упражнения и действия в
упрощённой форме в соответствии с возрастными возможностями;
- имеет представления о технике безопасности при выполнении физических упражнений,
технике безопасности использования спортивного оборудования и инвентаря;
- может адекватно возрасту оценить свои спортивные результаты и результаты товарищей;
- может самостоятельно организовать подвижные и спортивные игры со сверстниками
исходя из содержания развивающей предметно-пространственной среды.
Метапредметные результаты:
- понимает (адекватно возрасту) сформулированную педагогом задачу, самостоятельно
выполняет упражнения следуя советам педагога, старается правильно выполнить
упражнения, характерные для конкретной игры;
- проявляет умение действовать в командной игре (адекватно возрасту);
- осуществляет (адекватно возрасту) анализ выполненных действий.
Личностные результаты:
9

- проявляет интерес к подвижным и спортивным играм, физической культуре и спорту,
применяет полученные двигательные навыки в самостоятельной деятельности;
- демонстрирует развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, гибкость и
выносливость);
- достаточно хорошо ориентируется в пространстве (спортивном зале, площадке и т.д);
- стремится к достижению лично-значимых результатов в физкультурно-спортивной
деятельности;
- старается проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками;
- демонстрирует проявление нравственных качеств: уважение, доброжелательность,
взаимопомощь и сопереживание, толерантность, чувство товарищества, команды.

10

1.4. Содержание программы
Учебно-тематический план
Разделы программы
Количество часов

1.
2.
2.1.
2.2.

2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.

4.
4.1
4.2.
4.3.
4.4.

4.5.
5
5.1

Раздел 1. Вводное занятие
Раздел 2. Играем в футбол
Футбол как вид спорта. Атрибуты
Общефизическая подготовка:
ОРУ: «Ловкие мячи», различные виды
бега, дыхательная гимнастика
Специальная подготовка:
действия с мячом
Техника-тактическая подготовка:
тактика нападения, защиты, вратаря.
Спортивный досуг:
«Играем в футбол»
Раздел 3. Играем в баскетбол
Баскетбол как вид спорта. Атрибуты
Общефизическая подготовка:
подвижные игры с элементами легкой
атлетики
Специальная подготовка:
действия с мячом
Техника-тактическая подготовка:
игровые упражнения
Учебно-игровое занятие:
«Командные
игры
в
детский
баскетбол»
Раздел 4. Играем в хоккей
Хоккей как вид спорта. Атрибуты
Общефизическая подготовка:
ОРУ, бег
Специальная подготовка:
прием и передача шайбы
Техника-тактическая подготовка:
упражнения: пасы, броски, передача
шайбы, обманные приемы, техника
вратаря, умение нападать и защищать
Спортивное развлечение: «В хоккей
играют настоящие спортсмены»
Раздел 5. Играем в волейбол
Волейбол как вид спорта. Атрибуты

Формы / методы
контроля

всего
1
6
1
1

теории
0,5
1,75
0, 25
0, 25

практики
0,5
4,25
0,75
0,75

1

0,25

0,75

2

1

1

1

-

1

6
1
1

1,75
0, 25
0, 25

4,25
0,75
0,75

1

0,25

0,75

2

1

1

1

-

1

5
1
1

1
0,25
0,25

4
0,75
0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

-

1

6
1

1,75
0,25

4,25
0,75

Наблюдение
Наблюдение,
практическое
задание,
участие в
спортивных
соревнованиях,
мероприятиях

Наблюдение,
практическое
задание,
участие в
спортивных
мероприятиях

Наблюдение,
практическое
задание,
участие в
спортивных
мероприятиях

Наблюдение,
практическое
11

5.2

5.3

5.4

5.5.
6.
6.1
6.2
6.3

6.4

6.5.
7.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.

7.5.
8.

Общефизическая подготовка:
ОРУ с мячом; эстафеты; подвижные
игры с мячом
Специальная подготовка:
школа мяча; взаимодействие с
другими игроками
Техника-тактическая подготовка:
техника нападения; техника
безопасности
Организация активного отдыха:
«Пионербол»
Раздел 6. Играем в настольный
теннис
Настольный теннис как вид спорта.
Атрибуты
Общефизическая подготовка
(оздоровительный бег и ходьба, ОРУ)
Специальная подготовка:
обучение игре на столе: стойка,
перемещения, удар толчком, подача
мяча
Техника-тактическая подготовка:
техника: способы держания ракетки,
перемещения, удар толчком, подача
«Вместе весело играть»
Раздел 7. Играем в городки
Игра «Городки». Атрибуты
Общефизическая подготовка:
ОРУ с битой; игровые упражнения
Специальная подготовка:
фигуры; построение фигур
Техника-тактическая подготовка:
действия битой, удар, прицел, замах,
бросок; правила игры: «кон»,
«полукон» - выбивание фигур
Итоговое занятие: «Чему научились»
Раздел 8. Итоговое занятие
«Путешествие в город мячей»
ИТОГО:

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

2

1

1

1

-

1

6

1,75

4,25

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

1

0,25

0,75

2

1

1

1
5
1
1

1,25
0,25
0,25

1
3,75
0,75
0,75

1

0,25

0,75

1

0,5

0,5

1
1

-

1
1

36

9,75

26,25

задание,
участие в
спортивных
мероприятиях

Наблюдение,
практическое
задание,
участие в
спортивных
соревнованиях,
мероприятиях

Викторина,
наблюдение

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: основные виды спортивных игр. Понятие о технике безопасности, правилах
поведения на занятиях, обращение с инвентарем. Правила соревнований, места занятий,
12

оборудование, инвентарь. Места занятий. Правила личной гигиены. Знакомство с историей
возникновения мяча.
Практика: просмотр видеоматериалов о спортивных играх: футбол, волейбол, баскетбол,
городки, хоккей, теннис. Подвижные игры и игровые упражнения: «Два Мороза»,
«Краски», «Перемена мест», «Погоня», «Мыши кот», «Мяч соседу», «Стой!» и др. Входной
контроль.
Формы контроля: наблюдение.
Раздел 2. Играем в футбол
Тема 2.1. Футбол как вид спорта. Атрибуты.
Теория: футбол, история возникновения, особенности, спортивная одежда, обувь.
Практика: челночный бег; ведение мяча бегом в прямом направлении, змейкой; удары по
мячу по воротам. Подвижные игры: «Мячи шалунишки», «Ловкие ножки», «Попади в
ворота», «Мой веселый, звонкий мяч».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 2.2. Общефизическая подготовка: ОРУ: «Ловкие мячи», различные виды бега,
дыхательная гимнастика.
Теория: футбол, поле, основные линии, разметка, травматизм и результат игры.
Практика: ОРУ: «Ловкие мячи», различные виды бега, дыхательная гимнастика
(«послушаем свое дыхание», «дышим тихо, спокойно и плавно», «подыши одной ноздрей»,
«воздушный шар»). Подвижные игры: «Мы-веселые ребята», «Догони», «У ребят порядок
строгий», «Обратный поезд».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 2.3. Специальная подготовка: действия с мячом.
Теория: футбол, правила, взаимодействие с игроками, ориентировка в пространстве.
Практика: действия с мячом (ведение, удар, передача, обводка), индивидуальная тактика.
Подвижные игры: «Не потеряй», «Гонка мячей», «Останови», «Не выпусти из круга»,
«Футбол вдвоем».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 2.4. Техника-тактическая подготовка: тактика нападения, защиты, вратаря.
Теория: тактика нападения, защиты, вратаря.
Практика: игровые упражнения: «Подвижная цель», «Задержи мяч», «Футболист»,
«Точный удар», «Забей в ворота».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 2.5. Спортивный досуг «Играем в футбол».
Практика: игра в футбол по упрошенным правилам.
Формы контроля: наблюдение, практическое задание, участие в спортивных
соревнованиях, мероприятиях.
Раздел 3. Играем в баскетбол
Тема 3.1. Баскетбол как вид спорта. Атрибуты.
Теория: баскетбол, история возникновения.
Практика: ОВД: прыжки, метание. Подвижные игры: «Прыг-скок», «Лови-не зевай»,
«Мяч в обруч», «Найди свой домик».
Формы контроля: наблюдение.
13

Тема: 2.2. Общефизическая подготовка: ОРУ: «Ловкие мячи», различные виды бега,
дыхательная гимнастика.
Теория: баскетбол, поле, его линии, спортивная одежда, обувь.
Практика: подвижные игры с элементами легкой атлетики.
Формы контроля: наблюдение.
Тема 3.3. Специальная подготовка: действия с мячом.
Теория: игра в баскетбол. Взаимодействие с другими игроками.
Практика: действия с мячом (ведение мяча в движении, передача друг другу и
забрасывание мяча в корзину). Подвижные игры: «Прыг-скок», «Не урони», «Бросай-не
зевай», «Туннель с мячом».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 3.4. Техника-тактическая подготовка: игровые упражнения.
Теория: тактика нападения и защиты.
Практика: игровые упражнения: «Передай мяч», «Метатель», «Попрыгунчик», «Передал
–беги», «Попади в цель».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 3.5. Учебно-игровое занятие: «Командные игры в детский баскетбол».
Практика: учебно-игровое занятие.
Формы контроля: наблюдение, практическое задание, участие в спортивных
мероприятиях.
Раздел 4. Играем в хоккей
Тема 4.1. Хоккей как вид спорта. Атрибуты (без коньков).
Теория: кто придумал хоккей, правила игры. Техника безопасности на игровом поле.
Игровая площадка, инвентарь. Виды хоккея.
Практика: игровые упражнения с атрибутами (клюшка, шайба, ворота). «Чья клюшка
быстрее», «Чья шайба дальше», «Забей в ворота», «Пройди-не задень».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 4.2. Общефизическая подготовка: ОРУ, бег.
Теория: игра в хоккей, поле, его линии, спортивная одежда, обувь. Правила безопасности.
Практика: ОРУ: «Затейники» (с клюшками), бег (в разных направлениях со сменой темпа;
выразительный бег: легкий, бег от опасности). Игровые упражнения: «Кто дальше»,
«Ловишки», «Метелица», «Стоп».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 4.3. Специальная подготовка: прием и передача шайбы.
Теория: взаимодействие с другими игроками (мы – команда).
Практика: подвижные игры: (прием и передача шайбы) «По кругу», «Останови и
передай»; ведение шайбы и броски по воротам в парах: «Кто быстрее?», «Метко в цель».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 4.4. Техника-тактическая подготовка: упражнения: пасы, броски, передача шайбы,
обманные приемы, техника вратаря, умение нападать и защищать.
Теория: Тактика нападения и защиты для дошкольников: «Уметь защищать!», «Уметь
нападать!»

14

Практика: Упражнения: пасы, броски, передача шайбы, обманные приемы, техника
вратаря, умение нападать и защищать. «Гонки с шайбой», «Квадрат», «Передай шайбу»,
«Сбей кеглю», «Забей в ворота».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 4.5. Спортивное развлечение: «В хоккей играют настоящие спортсмены».
Практика: игра в хоккей по упрошенным правилам.
Формы контроля: наблюдение, практическое задание, участие в спортивных
мероприятиях.
Раздел 5. Играем в волейбол
Тема 5.1. Волейбол как вид спорта. Атрибуты.
Теория: волейбол, история возникновения, спортивная одежда, обувь, техника
безопасности.
Практика: подвижные игры на ориентировку в пространстве, на быстроту реакции.
Формы контроля: наблюдение.
Тема 5.2. Общефизическая подготовка: ОРУ с мячом; эстафеты; подвижные игры с мячом.
Теория: волейбол, поле, его линии.
Практика: ОРУ с мячом. Эстафеты. Подвижные игры с мячом: «Играй, играй мяч не
теряй», «Проведи мяч», «Обгони мяч».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 5.3. Специальная подготовка: школа мяча; взаимодействие с другими игроками.
Теория: школа мяча; взаимодействие с другими игроками.
Практика:
перебрасывания
мяча
через
сетку
разными
способами
с
постепенным удалением от неё и изменением высоты сетки бучение стойке волейболиста.
Формы контроля: наблюдение.
Тема 5.4. Технико-тактическая: техника нападения; техника безопасности.
Теория: техника нападения; техника безопасности.
Практика: подвижные игры с элементами волейбола: «Набивалы», «Подбрось и Поймай»,
«Кто больше?», «Подбрось и перекинь».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 5.5. Организация активного отдыха: «Пионербол».
Практика: игра в волейбол по упрощённым правилам.
Формы контроля: наблюдение, практическое задание, участие в спортивных
мероприятиях.
Раздел 6. Играем в настольный теннис
Тема 6.1. Настольный теннис как вид спорта. Атрибуты.
Теория: настольный теннис, инвентарь: (теннисный мяч-шарик, теннисный стол), история
возникновения.
Практика: «Подбрось-поймай» (чувство мяча и глазомера, число повторений), «Почекань
мяч» (координация движений, число повторений).
Формы контроля: наблюдение.
Тема 6.2. Общефизическая подготовка (оздоровительный бег и ходьба, ОРУ).
Теория: действия ракеткой с мячом.
15

Практика: ОРУ (с ракетками и теннисными шариками). Детская легкая атлетика.
Эстафеты.
Формы контроля: наблюдение
Тема 6.3. Специальная подготовка: обучение игре на столе: стойка, перемещения, удар
толчком, подача мяча.
Теория: обучение игре на столе: стойка, перемещения, удар толчком, подача мяча.
Практика: подготовительные упражнения: правильно держать ракетку. навыки действий с
мячом и ракеткой, регулировать силу удара. Подвижные игры: «Гонка шариков», «Высоковысоко», «Ветер», «Подбрось-поймай».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 6.4. Технико-тактическая: способы держания ракетки, перемещения, удар толчком,
подача.
Теория: техника: способы держания ракетки.
Практика: техника действий с мячом и ракеткой. Игровые упражнения: «Подъемный
кран», «Путешествие», «Жонглер», «Отрази», «С ракетки на ракетку».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 6.5. «Вместе весело играть».
Практика: свободная игра по упрощенным правилам.
Формы контроля: наблюдение, практическое задание, участие в спортивных
соревнованиях, мероприятиях.
Раздел 7. Играем в городки
Тема 7.1. Игра «Городки». Атрибуты.
Теория: история возникновения; стойка городошника; бита, «Рюхи».
Практика: подвижные игры с метанием на развитие глазомера.
Формы контроля: наблюдение
Тема 7.2. Общефизическая подготовка: ОРУ с битой; игровые упражнения.
Теория: площадка для игры в городки, безопасность.
Практика: ОРУ с битой; игровые упражнения: «Найди свой домик», «Носильщики»,
«Змейка», «Цепочка», «Дорожка», «Передай биту», «Подбрось-поймай».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 7.3. Специальная подготовка: фигуры; построение фигур.
Теория: фигуры; построение фигур.
Практика: строительство фигур; подготовительные упражнения: «Кто больше назовет
фигур», «Кто быстрее построит», «Составь фигуру».
Формы контроля: наблюдение.
Тема 7.4. Технико-тактическая: действия битой, удар, прицел, замах, бросок; правила игры:
«кон», «полукон» - выбивание фигур.
Теория: действия битой, удар, прицел, замах, бросок. Правила игры: «кон», «полукон» выбивание фигур.
Практика: метание биты в цель. Игровые упражнения: «Кто дальше», «Метни стрелу»,
«Кто больше». Игра парами. Выбивание городка из города.
Формы контроля: наблюдение.
Тема 7.5. Итоговое занятие: «Чему научились».
Практика: занятие: «Чему научились».
16

Формы контроля: наблюдение,
соревнованиях, мероприятиях.

практическое задание,

участие

в спортивных

Раздел 8. Итоговое занятие «Путешествие в город мячей».
Практика: «Путешествие в город мячей».
Формы контроля: викторина, наблюдение.

17

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Общее количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36
36
1
36
17
19
01.09
4.11, 23.02, 9.03,
1.05, 4.05, 11.05.
31.05

2.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Оборудование для организации
развивающей предметно-пространственной среды
Категория
Наименование
оборудования
Территория
Спортивная площадка
детского сада
Помещение
Музыкально-спортивный зал 83,9 кв. м.
Предметы
Детские стулья
мебели
Стулья для взрослых
Шкаф для хранения методических материалов и
документации
Стеллаж для пособий, атрибутов и инструментов
Оборудование
Музыкальный центр (для СD-дисков)
Ноутбук
Беспроводная акустическая система (колонка)
Спортивный
Дуги для подлезания
инвентарь
Кегли гимнастические
Кубики полиэтиленовые
Кубики деревянные
Кольца плоские
Лесенка стремянка
Мячи малые пластмассовые
Мячи резиновые малые
Мячи резиновые большие
Мячи сшитые

Колво
1
1
25
3
1
1
1
1
1
4
20
20
15
20
2
30
20
20
15
18

Атрибуты для
организации
подвижных игр

Инвентарь для
спортивных игр

Мешочки с песком
Маты
Обручи: большие, средние
Палки гимнастические
Скамейки гимнастические
Скакалки
Стойки
Ребристые доски
Шнуры: длинные и короткие
Шведская стенка
Ленты цветные
Маски
Флажки
Платочки
Султанчики
Городки:
биты
«рюхи»
Теннис настольный:
теннисный стол
ракетки
мяч
Бадминтон:
Ракетки
волан
Футбол:
Футбольный мяч
Волейбол:
волейбольный мяч
сетка
Баскетбол:
баскетбольный мяч
Хоккей:
клюшки
шайбы

25
4
30
30
4
20
2
2
10
1

10
37
1
6
8
10
пар
18
5
2
1
6
10
20

Кадровое обеспечение
Программа реализуется инструктором по физической культуре, имеющим
профессиональное педагогическое образование в области, соответствующей профилю
программы, опытом практической деятельности и своевременно повышающим уровень
профессионального мастерства.

Методические материалы
19

1. Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет, Л. Н. Волошина
«Играйте на здоровье»;
2. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников, Л. Н.
Волошина, Е. В. Гавришова, Т. В. Курилова, Н. М. Елецкая.
Организационно-педагогические условия
Для реализации программы предусмотрены:
- создание развивающей предметно-пространственной среды в музыкально-физкультурном
зале для организации занятий: в том числе подбор дидактического материала, костюмов,
атрибутов, создание презентаций и т.д.;
- оборудование спортивной площадки в соответствии с возрастом детей и необходимыми
спортивными снарядами, инвентарём, атрибутами для организации спортивных игр
(футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, настольный теннис, городки);
- взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными представителями)
обучающихся;
- участие в мероприятиях на уровне образовательной организации (спортивных
мероприятиях, развлечениях, проектной деятельности);
- возможность участия детей в районных спортивных конкурсах и мероприятиях
(непосредственное участие), региональных и областных (дистанционный формат).
Методические особенности организации образовательного процесса
Особенности проведения спортивных игр с дошкольниками
(элементы техники, обучение способам действия,
подводящие упражнения, организация игры)
Этапы обучения детей физическим упражнениям
Процесс обучения движениям состоит из следующих этапов:
1) первоначальное разучивание,
2) углубленное разучивание,
3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание
На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и
сформировать умение выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом
наблюдаются излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения,
отсутствие слитности между его элементами.
Углубленное разучивание
Задача второго этапа — создать правильное представление о каждом элементе
техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.
Закрепление навыка и совершенствование техники
Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также
выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в
соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование
техники движений.

20

Этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной
деятельности инструктора и ребенка, направленный на освоение последними
двигательного действия.
Организация и методика проведения спортивных игр проводится по схеме
Характеристика игр. По сравнению с настоящими «взрослыми» спортивными
играми, игры для дошкольников упрощаются по содержанию, правилам, количеству
участников, введению заданий на коллективное соревнование. Учитываются физическое
развитие и индивидуальные особенности детей.
Объяснение игры. Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру
и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения,
распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые
действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними
отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать
подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по
ходу игры все детали. Инструктор объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы,
чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила
сами или ответить на вопросы педагога.
Руководство ходом игры. Инструктор руководит игрой, наблюдая за ней со
стороны. Но иногда инструктор участвует в игре, если, например, по условиям игры
требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила,
подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, поощряет детей, следит за
действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной
ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итогов игры. Инструктор анализирует, как удалось достичь успеха в
игре. Подведение итогов игры проходит в интересной занимательной форме. К обсуждению
проведенной игры привлекаются все дети. Это приучает их к анализу своих поступков,
вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Методы и приемы обучения физическим упражнениям
В работе с детьми применяются три группы методов: наглядные, словесные и
практические.
К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование
наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы,
кинокольцовки), имитации (подражания) зрительных ориентиров, звуковых сигналов,
помощи.
Показ физических упражнений
При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о
физических упражнениях.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение
демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное
представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению,
нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в
нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом
и еще раз показывают
Использование наглядных пособий
21

Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в
виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы),
а также кинофильмы, кинокольцовки.
Имитация
Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и
общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим
упражнениям. Дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то,
что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая действиям, дети входят в
образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом
положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что
способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию
выносливости.
Словесные методы
К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения,
указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные
методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать
технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о
движении.
Практические методы
Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических
упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.
Особое внимание уделяется оборудованию спортивной зоны в помещении и на
прогулочных участках, чтобы дети могли сами организовать игры. В распоряжение ребят
предоставляются мячи, скакалки, кубы, обручи, флажки, ленточки, кольцебросы, серсо,
кегли, мешочки с песком, веревки разной длины, плоскостные пособия (квадраты, круги из
фанеры) и др.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий,
участие в соревнованиях, использование полученных знаний и навыков в самостоятельной
двигательной деятельности.
Реализация воспитательного потенциала занятий предполагает создание условий для
развития двигательной активности детей, их самореализации. Физкультурно-спортивные
занятия направлены на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и
обеспечивают развитие у детей физических способностей; таких качеств, как воля,
благородство, уверенность в себе, жизнестойкость, патриотизм; приобретение навыков
самодисциплины, осознанный выбор жизненного пути.
2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы
Мониторинг качества освоения программы осуществляется в едином для
учреждения формате, разработанном в учреждении.
При реализации программы используются следующие формы контроля:
Входная диагностика: наблюдение на начальном этапе реализации программы.
Входная диагностике не проводится с целью отбора детей. На данном этапе педагогическая
диагностика нужна, чтобы:
– индивидуализировать образовательный процесс;
22

– построить его в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями
каждого ребенка;
– эффективно осуществить педагогическую поддержку детей;
– построить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка
и одновременно оптимизировать работу с группой детей.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года (май), когда подводится итог
освоения программы с учётом достижения планируемых результатов. Данные мониторинга
фиксируются в карте освоения программы группой детей (Приложение 1).
Текущий контроль осуществляется при выполнении детьми различных видов
практических заданий в процессе знакомства с видами спортивных игр, освоения
характерных двигательных навыков конкретной спортивной игры. Данные мониторинга
фиксируются в карте текущего контроля (Приложение 2), где при помощи условных
обозначений, отмечается уровень успешности выполнения практического задания каждым
ребёнком.
Оценка уровня физической подготовленности детей на начало и конец реализации
программы осуществляется в соответствии с возрастными нормативами (Приложение 3).
Основными формами контроля в рамках реализации программы являются:
наблюдение, практическое задание, викторина, участие в спортивных соревнованиях,
мероприятиях.

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов
1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М.,1983.
2. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М., 1992.
3. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры
дошкольников: учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г.
Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.
4. Волошина Л., Лунина Т., Новичкова Л. Играем в хоккей // Дошкольное воспитание
5. Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей
5–7 лет // Физическая культура.
6. Волошина Л., Новичкова Л. Играем в городки // Дошкольное воспитание
7. Волошина Л., Новичкова Л. Играем в баскетбол // Ребенок в детском саду.
8. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 6 - 7 лет.
9. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – ТЦ М., 2008.
10. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей
и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 с.
11. Дмитриенко Т. И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного
возраста. - Киев, 1983
12. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.
Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
13. Прищепа С.С., Шатверян Т.С. Сотрудничество детского сада и семьи в
физическомвоспитании дошкольников, М.: ТЦ Сфера, 2013. -128с.
14. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и,
колледжей. - М.: МозаикаСинтез,2004. -256с.
15. Усаков В. И. Особенности методики первоначального разучивания
дошкольниками спортивных игр. - Красноярск. 1996.
Для родителей и детей
1. Атлас мира. Виды спорта (+ 50 наклеек). - М.: Геодом, 2014. - 937 c.
2. Всё о спорте [Текст] / авт.-сост. Г. Михалкин. – М.: Астрель: АСТ, 2000. – 155 с.:
ил. – (Для мальчиков).
3. Моя первая книга про футбол. - М.: АСТ, 2018. - 388 c.
4. Шалаева Г.И. «Хочу стать чемпионом: Большая книга о спорте» изд: «Слово»,
2005. – 144 с.
5. Шорыгина Т.А. «Спортивные сказки» изд: «Сфера», 2014 – 23 с.
6. Штейнбах, В. Л. Энциклопедия. Олимпийские чемпионы. Российская империя—
СССР—СНГ—Российская Федерация [Текст] / В. Л. Штейнбах. – М.: Русь-Олимп: Эксмо,
2008. – 392 с.
7. Футбол: энциклопедия для детей [Текст] / В. И. Малов. – М.: АСТ: Астрель, 2002.
– 395 с.
8. Хоккей [Текст] / авт.-сост. Г. П. Михалкин. – М.: АСТ: Астрель, 2000. – 160 с.: ил.
9. Я познаю мир: Спорт [Текст]: детская энцикл. / В. И. Малов; худож. А. А.
Румянцев, Ю. А. Станишевский. – М.: АСТ: Астрель, 2001. – 448 с.: ил. – (Я познаю мир).

24

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта для фиксации результатов освоения программы группой детей
№

Показатель

1

может рассказать о спортивных играх футбол,
хоккей, волейбол, баскетбол, бадминтон,
городки; отметить их характерные особенности,
перечислить необходимые для игры атрибуты
владеет (адекватно возрасту) базовыми
специальными знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для успешного выполнения
упражнений, характерных для спортивных игр
правильно выполняет характерные для игр
физические упражнения и действия в
упрощённой форме в соответствии с
возрастными возможностями
имеет представления о технике безопасности при
выполнении физических упражнений, технике
безопасности использования спортивного
оборудования и инвентаря
может адекватно возрасту оценить свои
спортивные результаты и результаты товарищей
может самостоятельно организовать подвижные
и спортивные игры со сверстниками исходя из
содержания развивающей предметнопространственной среды
понимает (адекватно возрасту)
сформулированную педагогом задачу,
самостоятельно выполняет упражнения следуя
советам педагога, старается правильно
выполнить упражнения, характерные для
конкретной игры
проявляет умение действовать в командной игре
(адекватно возрасту);

2

3

4

5
6

7

8

Имя, фамилия ребёнка

осуществляет (адекватно возрасту) анализ
выполненных действий
10 проявляет интерес к подвижным и спортивным
играм, физической культуре и спорту, применяет
полученные двигательные навыки в
самостоятельной деятельности
9

25

11 демонстрирует развитие физических качеств
(сила, ловкость, быстрота, гибкость и
выносливость)
12 достаточно хорошо ориентируется в
пространстве (спортивном зале, площадке и т.д)
13 стремится к достижению лично-значимых
результатов в физкультурно-спортивной
деятельности
14 старается проявлять дисциплинированность,
трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей
15 активно включается в общение и взаимодействие
со сверстниками
16 демонстрирует проявление нравственных
качеств: уважение, доброжелательность,
взаимопомощь и сопереживание, толерантность,
чувство товарищества, команды
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
«+»
показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от
особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения
ребенка, успешности или не успешности деятельности и т. д.
«○» показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель
периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия
контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
«-»
показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне
редко и его появление носит случайный характер.

26

Приложение 2

На этапе завершения программы дети умеют:
- играть в спортивные игры с соблюдением
упрощённых правил
- вести мяч ногой произвольно любым способом
(правой, левой), по извилистой линии, по
коридору, между предметами, обводя их
- выполнять удары по мячу с места, с разбега, с
попаданием в цель
- останавливать (принимать) мяч во время
передачи
- отбивать (вести) мяч на месте двумя руками и
одной
- вести мяч в движении, продвигаясь между
предметами, с поворотами, бегом
- вести и передавать мяч друг другу
- забрасывать мяч в баскетбольное кольцо
-держать клюшку и принимать стойку хоккеиста
- выполнять бросок шайбы с места в цель
-вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы
-прокатывать шайбу клюшкой друг другу
-задерживать шайбу клюшкой
-вести шайбу клюшкой вокруг предметов и
между ними
-забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя
руками
- прокатывать мяч одной и двумя руками, из
разных исходных положений
- бросать мяч вверх, об пол, в цель, на дальность
(из разных исходных положений) и ловить его
двумя и одной рукой
- перебрасывать мяч через сетку снизу, от груди,
сверху, с отскоком от пола двумя руками
- бросать мяч в стенку и ловить его
- бросать мяч друг другу
- «чувствовать» мяч, регулировать силу удара,
наклон ракетки
- подавать мяч
- правильно держать ракетку

Настольн
ый
теннис

Волейбол

Хоккей

Баскетбол

Футбол

Карта текущего контроля достижения
планируемых результатов
Показатель
Имя, фамилия ребёнка

27

Городки

-бросать биты сбоку, от плеча, занимая
правильное исходное положение
-знать 4—5 фигур
-выбивать городки с полукона и кона при
наименьшем количестве бросков бит

28

Приложение 3
Оценка уровня физической подготовленности детей 6-7 лет
Уровень физической подготовленности

№

Контрольные
упражнения
Равновесие
(сек.)

М

6-12

13-25

26-35

36-45

1

Д

6-14

15-28

29-44

45-60

Бег 30 метров
(сек.)

М

9.0-8.6

8.5-7.8

7.7-7.1

7.0-6.5

Д

9.0-8.6

8.5-7.9

7.8-7.6

7.5-6.6

Челночный бег
3*10 (сек.)

М

11.8-11.0

10.9-10.3

10.2-9.9

9.8-9.0

Д

12.0-11.6

11.5-11.2

11.1-10.9

10.8-10.0

Прыжок в
длину с места
(см.)

М

95-109

110-119

120-134

135-155

Д

84-90

91-109

110-122

123-150

6.0-7.6
5.3-5.5

7.7-8.5
5.6-5.8

8.6-9.6
5.9-7.0

5.1-5.4
4.0-4.7

5.5-6.5
4.8-5.5

6.6-8.3
5.6-6.0

2

3

4

5

6

7

8

Метание
мешочка с
песком в даль
(150-200 гр.)

Метание
набивного
мяча из-за
головы (см.)
Отбивание
мяча о пол
(кол-во)
Гибкость (см.)

Пол
ребенка

низкий

средний

выше
среднего

высокий

М

Д

Прав.
5.9
Лев.
5.2
Прав.
5.0
Лев.
3.9

4.4 3.33.33.0-

М

240

241-269

270-359

360

Д

180-193

194-220

221-290

291-311

М

5-10

11-20

21-34

35-70

Д

5-10

11-20

21-34

35-70

М

1 и ниже

3-5

6-8

9 и выше

Д

2 и ниже

5-8

9-11

12.5 и
выше

29

Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Спортивные игры»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные
игры» физкультурно-спортивной направленности.
Программа модифицированная: разработана на основе авторской программы Л.Н.
Волошиной, Т.В. Куриловой «Играйте на здоровье!», позволяющей вызвать устойчивый
интерес у детей дошкольного возраста к играм с элементами спорта.
Цель программы: развитие двигательной активности, способностей к физкультурноспортивной деятельности, формирование положительного отношения к физической
культуре и спорту у детей дошкольного возраста в процессе обучения элементам
спортивных игр
В основе программы целостная система обучения играм с элементами спорта,
доступная для детей дошкольного возраста. Программа построена на подвижных играх и
игровых упражнениях, включающих самые разнообразные двигательные действия.
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста в возрасте 5-7 лет.
Программа разработана и реализуется с учётом возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей данного возраста.
Для реализации программы формируется одна группа детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Число детей, одновременно находящихся в группе от 10 до 15 человек.
Группы формируются без предварительного отбора из числа детей, желающих
посещать занятия и / или по желанию родителей, но с учётом мнения детей не имеющих
медицинских противопоказаний к данному виду деятельности.
Программа стартового уровня, который предполагает минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы, но оригинальную методику и формы
организации материала.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в
неделю по 1 часу. Продолжительность занятий (одного академического часа) в
соответствии с требованиями СанПиН - 30 минут.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».