Положение о логопедической помощи

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Слободо-Туринский
детский сад "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МКДОУ «Слободо-Туринский
детский сад «Теремок»
Протокол от 17.01.2023 № 3

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ
«Слободо-Туринский детский сад
«Теремок» Неверкович Н. Р.
Приказ от 17.01.2023 № 2Д
Неверкович Нина Романовна
я подтверждаю этот документ
с. Туринская Слобода
2023-01-19 15:44:23

Положение об оказании логопедической помощи
в МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Теремок»
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи МКДОУ
«Слободо-Туринский
детский
«Теремок»
(далее
–
Положение)
регламентирует деятельность МКДОУ «Слободо-Туринский детский
«Теремок» (далее – детский сад), в части оказания логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее
–
воспитанники)
и
трудности
в
освоении
ими
основных
общеобразовательных программ, в том числе адаптированных.
Положение разработано в соответствии с
Распоряжением
Министерства просвещения РФ от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность»,
Распоряжением Министерства просвещения РФ от 6 апреля 2021 г. № Р-77
«О внесении изменений в примерное Положение об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность» от 06.08.2020 № Р-75.
1.2. Задачами детского сада по оказанию логопедической помощи
являются:
– организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
– организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
– организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками
по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
– консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.

1.3. Воспитанники вправе получать логопедическую
независимо от формы получения образования и формы обучения.

помощь

2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается детским садом собственными
силами, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных
программ1.
2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет
документацию согласно Приложению 1 к настоящему Положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными
нормативными актами детского сада и настоящим Положением. Срок
хранения документации учителя-логопеда составляет не менее трех лет с
момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
детским садом, исходя из:
– количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья2 (далее – ОВЗ) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)3–12 указанных
воспитанников;
– количества воспитанников, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
воспитанникам,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;
– количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,

Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Пункт 16 статьи
2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
3
Приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 31 августа 2020 г., регистрационный N 59599) и от 28 августа 2020 г. N 442
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября
2020 г., регистрационный N 60252) с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 655 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 16 декабря 2020 г., регистрационный N 61494).
1
2

проведенной учителем-логопедом, из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) воспитанников (Приложения N 2 и N 3 к
Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в
год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия
подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников,
обследование
воспитанников
по
запросу
родителей
(законных
представителей), педагогических работников, углубленное обследование
воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и
получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения
плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых диагностических мер в отношении воспитанников,
демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В
случае
инициации
внеплановых
диагностических
мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (Приложение № 4 к Положению) воспитанника,
демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и
оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия
с учетом пункта 2.4. Положения.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление на логопедические занятия воспитанников,
нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление
осуществляется на основании приказа заведующего детским садом.
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может
производиться в течение всего учебного года.
2.8 Отчисление воспитанников с логопедических занятий
осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации
речевых особенностей конкретного ребенка.
2.9. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в
индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и
периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий
определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого
нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.

2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом
режима работы детского сада4.
2.11. Содержание коррекционной работы с воспитанниками
определяется учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк
и результатов логопедической диагностики.
2.12.
Логопедические
занятия
проводятся
в
помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей
воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(Приложение 5 к Положению).
2.13. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю5 за
ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа,
предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)
индивидуальным
планом,
методическая,
подготовительная,
организационная и иная.
2.14. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей воспитанников при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками.
Консультативная
деятельность
может
осуществляться
через
организацию:
– постоянно действующей консультативной службы для родителей;
– индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
– информационных стендов.

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) (далее постановление N 28) и от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный N 62297) (далее - постановление N 2)
5
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25
февраля 2015 г., регистрационный N 36204) с изменениями, внесенными приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный N 42884) и приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. N 234 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный N 54675).
4

3. Логопедическая помощь при освоении
образовательных программ дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в
освоении
образовательных
программ
дошкольного
образования,
определяются с учетом локальных нормативных актов Организации.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп
любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации
образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие
дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие
образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад,
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме
семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом
2.5. Положения.
Для детей, получающих образование в форме семейного образования, а
также для детей, не посещающих детский сад, необходимо предоставление
медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для
образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и
среднего профессионального образования, детских домов и школинтернатов»6.
3.3. Периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого
нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 июля 2000 г. N 241 "Об
утверждении "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений".
6

логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в
соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения
МКДОУ «Слободо-Туринский детский «Теремок».
При организации логопедической помощи детям младенческого и
раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования
родителей (законных представителей) по вопросам организации
деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и
обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
требованиями7
и
составляет:
–для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин;
–для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин
–для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин;
–для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 мин;
–для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
– для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования – не более 12 человек;
– для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12
человек;
– для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
предельная наполняемость группы определяется в соответствии с
программой психолого-педагогического сопровождения МКДОУ «СлободоТуринский детский «Теремок».

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) (далее постановление N 28) и от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29
января 2021 г., регистрационный N 62297)
7

Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МКДОУ «СлободоТуринский детский «Теремок»

Документация организации при оказании логопедической помощи
1. Программы и (или) планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение 2
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МКДОУ «СлободоТуринский детский «Теремок»

Заведующему МКДОУ «СлободоТуринский детский сад «Теремок»
______________________________

Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я, ________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) __________________________
(нужное подчеркнуть)

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего
ребенка.
"__" _____________ 20__ г. /_________________/________________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение 3
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МКДОУ «СлободоТуринский детский «Теремок»
Заведующему МКДОУ «СлободоТуринский детский сад «Теремок»
______________________________
от __________________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я, ________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) __________________________
(нужное подчеркнуть)

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное
подчеркнуть).
"__" _____________ 20__ г. /_________________/_______________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение 4
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МКДОУ «СлободоТуринский детский «Теремок»

Педагогическая характеристика
на воспитанника ________________________________________________,
____________ года рождения, посещающего ____________ группу
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1) в группе;

2)
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного
пребывания, лекотека и др.);
3) на дому;
4) в медицинской организации;
5) в форме семейного образования;
6) сетевая форма реализации образовательных программ;
7) с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в
состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная,
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи
с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение
на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное
обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные
отношения и количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в
организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы
или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
(для обучающегося по образовательной программе дошкольного
образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом
обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивностъ в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на
критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при
этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы
и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость
(высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности
к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей,
пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых

родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда
начались/закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или)
письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам
логопедической службы.
Приложения к характеристике (копия индивидуальной карты развития,
копии рабочих тетрадей и другое).
"__" _____________ 20__ г. /_________________/________________________
Учитель-логопед, принявший обращение: ______________________________
__________________________________________________________________
(указать ФИО, должность в ОО)

Результат обращения: _______________________________________________
"__" _____________ 20__ г. /_________________/________________________

Приложение 5
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МКДОУ «СлободоТуринский детский «Теремок»

Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону
учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования
учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное
на
максимальное
раскрытие
коммуникативных,
сенсомоторных и творческих возможностей детей.
Использовать
в
работе:
Рекомендации
по
формированию
инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации
учебно-методических материалов в целях реализации образовательных
программ дошкольного образования, разработанные рабочей группой
Министерства просвещения Российской Федерации совместно с
Лабораторией дошкольного образования федерального государственного
бюджетного научного учреждения «Институт возрастной физиологии
Российской академии образования», п. 3.1. (Письмо от 11.01.2023 № 02-0181/127 Министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».